- Подробности
- Опубликовано: 17.10.2023 13:17
- Просмотров: 207
Экологическое просвещение на территории Парковского сельского поселения Тихорецкого района
Администрация Парковского сельского поселения Тихорецкого района призывает население на необходимость бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов.
Экологическая ситуация на территории Парковского сельского поселения Тихорецкого района в целом благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
На постоянной основе на территории поселения проводится мониторинг на предмет выявления и ликвидации несанкционированных свалок. Ежегодно на территории поселены в среднем выявляется и ликвидируется не менее 11 несанкционированных свалок. Недобросовестные физические и юридические лица, не заключающие договоры на вывоз твердых коммунальных отходов, вывозят мусор в лесополосы, чем наносят непоправимый вред окружающей среде, не задумываясь о том, что сами будут жить в среде, загрязненной своими же руками и не заботясь об экологическом будущем своих потомков.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину дается право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Стратегией экологической безопасности России на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 19 апреля 2017 года №176 определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
создание системы экологического аудита;
стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и её загрязнений.
Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
В систему правовой охраны природы Российской Федерации входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Под экологическим законодательством понимают совокупность специальных нормативных актов, предметом регулирования которых являются отношения по поводу использования и охраны природной среды.
Понятие «экологическое законодательство» следует отличать от понятия «экологическое право», включающего и иные, помимо системы актов правотворчества, явления и процессы.
Действующее экологическое законодательство подразделяет всю сферу эколого-правового регулирования на две составные части: природопользование и охрана природной среды.
В соответствии с этим экологическое законодательство также делится на две части: природоресурсное и природоохранительное законодательство.
Российское законодательство в области охраны окружающей среды (экологическое законодательство):
Природоохранные акты экологического законодательства, регулирующие отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:
комплексные законы об охране окружающей среды;
законодательство о лечебных ресурсах;
законодательство о санитарном (санитарно-эпидемиологическом) благополучии;
законодательство об экологической экспертизе;
законодательство об обращении с отходами;
законодательство об обращении опасных веществ и соединений;
законодательство об органах специальной компетенции;
законодательство об особо охраняемых природных территориях; законодательство об охране особо ценных природных объектов;
законодательство об экологических программах.
Природоресурсные акты экологического законодательства, регулирующие отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов:
атмосфероохранное законодательство;
земельное законодательство;
водное законодательство;
лесное законодательство;
горное законодательство (о недрах);
фаунистическое законодательство;
законодательство о растительном мире.
Экологизированные акты (например, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95; Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.07.96), а также экологические положения актов других отраслей законодательства (например, уголовного, административного) - не включаются в систему экологического законодательства, но служат источником экологического права.
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Природоресурсное законодательство регулирует отношения по поводу использования человеком природной среды, осуществляемого с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов.
Природоресурсное законодательство подразделяется на следующие отрасли: земельное, лесное, законодательство о недрах, о животном мире и водное законодательство. Деление природоресурсного законодательства на отрасли осуществляется на основе классификации видов природных ресурсов.
Целью природоресурсного законодательства является регулирование отношений в области использования и охраны природных ресурсов в целях поддержания оптимальных условий использования соответствующего природного ресурса, обеспечение качества природных ресурсов, отвечающего санитарным и экологическим требованиям, обеспечение прав граждан на здоровую окружающую среду
В структуре природоресурсного законодательства выделяют следующие правовые институты: право собственности на природные ресурсы, приобретение и прекращение права пользования природными ресурсами, государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов, охрана природных ресурсов, ответственность за нарушение природоресурсного законодательства.
ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Природоохранительное законодательство регулирует отношения, непосредственно направленные на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности. Окружающая среда при этом выступает как целостный объект охраны.
Основным нормативным актом в системе природоохранительного законодательства выступает Закон РФ «Об охране окружающей среды». В данном Законе охрана окружающей среды обеспечивается путем закрепления экологических требований, предъявляемых к источникам вредного воздействия на окружающую среду, посредством регулирования деятельности субъектов, которая связана с воздействием на окружающую среду.
Особенность правового регулирования природоохранительных отношений состоит в том, что экологические предписания и требования подлежат конкретизации в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность данного вида.
Таким образом, природоохранные отношения регулируются как на основе специального природоохранительного законодательства, так и на основе экологизированных норм хозяйственного законодательства.
В силу того, что Закон «Об охране окружающей среды» является головным нормативным актом, положениям которого должны соответствовать все иные нормативные акты, принятые после вступления в силу этого Закона и регулирующие отношения в данной области, ранее принятые нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону.
На основе Закона «Об охране окружающей среды» принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные сферы отношений, связанные с охраной окружающей среды, в частности, отношения в области государственного экологического контроля, отношения по поводу охраны особо ценных природных объектов и территорий, отношения, связанные с обеспечением экологической безопасности граждан, и другие сферы. Данные законы принимаются на основе и в развитие головного Закона «Об охране окружающей природной среды».
Основным направлением природоохранительного законодательства является экологизация всех отраслей законодательства, закрепляющих правовые основы деятельности хозяйствующих субъектов в области природопользования и охраны природной среды.
Администрация Парковского сельского поселения убедительно просит физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, соблюдать требования законодательства в сфере экологии.
Берегите природу и ее экологическое состояние! Помните, от действий и бездействия каждого из нас зависит среда обитания наших потомков!
Интернет-ресурсы экологической направленности
Министерство природных ресурсов России: http://www.mnr.gov.ru/
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края: https://mpr.krasnodar.ru/
Гринпис России: http://www.greenpeace.org/russia/ru/
Ecocom — всё об экологии: http://www.ecocommunity.ru/
su – «Сохраним планету»: http://www.saveplanet.su/
Всемирный фонд дикой природы (WWF): http://wwf.panda.org/